АВТОРСКАЯ СТРАНИЧКА
ПЕДАГОГА Е.МАЛЫШЕВОЙ
Детский театр по сказкам
книг А.Лопатиной и М.Скребцовой
«Начала мудрости» и «Ступени мудрости»
Сценарий игровой театрализованной программы для детей 2-5 классов
Орел и Пустыня
Звучит музыка. Появляется орел и Жители Пустыни (это могут быть различные образы, в зависимости от выбора ребят – змея, антилопа, кактус или др.).
Орел: - Сегодня я смог взлететь высоко-высоко и, паря на своих мощных крыльях, окинул взором четыре стороны света.
1: - Расскажи скорее, что же ты там увидел?
2: - Есть ли в мире что-нибудь, помимо нашей угрюмой Пустыни?
Орел: - Да, я увидел, что на востоке плещется безбрежное синее море; на севере застыл в молчании вековой, дремучий бор; на западе всеми цветами радуги переливается по небу вечерняя заря; на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов.
1: - Здорово! А здесь, в нашей Пустыне, лишь мертвые сыпучие пески…
2: - Ни кустика, ни ручейка…
Орел: - Как беден и угрюм мой родной край! Я так хочу, чтоб и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады…
1: - Но чтобы добраться до восточного моря и зачерпнуть оттуда воды, нужно преодолеть пять тысяч миль!
2: - А чтобы затем долететь до северного леса, придется лететь еще десять тысяч миль!
Орел: - Лететь ли мне на запад или на юг, все равно нужно пролетать по десять тысяч миль в день…
1: - Да-а-а! Это очень сложная работа, вряд ли ты с ней сможешь справиться, ведь в определенный момент ты почувствуешь усталость, и тогда тебя может захватить в плен коварная лень!
2: - Я знаю одно волшебное средство, которое может помочь: надо взять с собой как можно больше пословиц о пользе труда и о вреде лени.
Орел: - Но я не знаю таких пословиц…
1: - И я тоже не помню ни одной… А, может быть, нам смогут помочь ребята?
2: - Точно! Ребята, давайте попробуем помочь орлу собраться в дальнюю дорогу. Для этого нам надо набрать полный рюкзак пословиц и поговорок о труде.
Конкурс пословиц.
Орел: - Спасибо, ребята, теперь я могу отправляться в путь. Друзьям: До свидания, друзья!
Появляется Море со свитой.
Орел: - Здравствуй, величественная Королева-море!
Море: - Здравствуй, орел! Рада тебя приветствовать в своем царстве!
Орел: - Я прилетел к тебе из далекой Пустыни, где нет ни капли воды.
Море: - Нет ни капли воды! Это ужасно. А хочешь, я покажу тебе свои владения? Огромно мое царство, и много в нем разных островов, диковинных рыб и морских чудовищ. Скажи, ты любишь грозу и бурю? Подожди немного, ты их увидишь во всей красе. А ночью ты сможешь отдохнуть в любой из бесчисленных пещер на моем берегу.
Орел: - Большое спасибо, Королева-море, но я очень спешу. Не подаришь ли ты хоть немного воды для моей бедной родной Пустыни?
Море: - Конечно, дорогой друг, я с радостью помогу: я подарю тебе волшебный кувшин с пресной водой, который мне принесла одна из моих сестер – полноводная река. Но кувшин этот спрятан в красивом ларце ручной работы с огромным замком. И чтобы открыть этот замок надо отгадать несколько загадок. Никто из жителей моего огромного царства еще не справился с этой задачей!
Орел: - Ничего, я попрошу помочь мне моих друзей (показывает на детей) .
Море: - Итак, ребята, вы готовы помочь моему гостю? Слушайте внимательно!
Море и/или участники свиты загадывают загадки. Затем выносят «волшебный кувшин» и вручают его орлу.
Орел: - Большое тебе спасибо, Королева-море! До свидания!
Орел улетает. Потом появляется на сцене очень уставшим. Слышны голоса: «У нас гость. Скорее, скорее! На поляне гость!» Появляется Северный лес.
Орел: - Здравствуй, хозяин!
Лес: - Здравствуй, путник! Я вижу, ты очень устал в дороге. Останься здесь хоть ненадолго, приятель. Скоро наступят сумерки. Переночуй здесь. Или тебе не нравится у меня?
Орел: - Нравится. Здесь очень красиво!
Лес: - Мне так хотелось бы, чтоб ты погостил у меня несколько дней!.. Если бы ты знал, как сладко провести ночь под сенью моих ветвей! Не успеешь закрыть глаза – увидишь несказанно прекрасные сны.
Орел: - Спасибо, гостеприимный лес, я с радостью принимаю твое приглашение, но не смогу долго отдыхать. Мне нужно лететь дальше, чтобы поскорее вернуться в свою родную Пустыню и принести ее жителям дар моря – волшебный кувшин с водой.
Лес: - Мой лесной народ прост и радушен, он любит плясать и петь. Хочешь увидеть его? Я познакомлю тебя с лисой и белкой .
Появляются жители леса. Они исполняют песню-игру «Если улыбку ты даришь друзьям».
Орел: - Спасибо, гостеприимный лес, я уже отдохнул и мне пора отправляться дальше.
Лес: - Я хочу подарить тебе семена различных растений, которые могут украсить твою Пустыню.
Орел: - Огромное спасибо, до свидания.
Лес: - До свидания. Прилетай к нам еще.
Танцуя, появляется Западная заря.

Орел: - Здравствуй, прекрасная Западная заря.
Заря: - Здравствуй, орел! Побудь со мной! Танцуя, мы можем умчаться в небо, далеко-далеко, до самых звезд, чтобы никогда больше не спускаться на землю!
Орел: - Я не могу…
Заря: - Да, я знаю, ты спешишь в свою чудесную Пустыню.
Орел: - Мне нравится моя Пустыня, однако она так однообразна… Кругом лишь желтый песок, даже небо, кажется, теряет свою синеву и желтеет от жары. А мне так хотелось бы сделать ее разноцветной и веселой!
Заря: - Хочешь, я попрошу у Радуги ее волшебных красок? И тогда ты сможешь ими украсить свою родную Пустыню?
Орел: - Конечно! Вот здорово!
Заря: - Для этого мне нужны два помощника.

Орел выбирает двух ребят из зрителей. Заря подводит их к столикам, где лежат небольшие листы ватмана и наборы карандашей или восковых мелков. Ребята должны в течение одной- двух минут (пока будет звучать музыка) правильно и красиво нарисовать радугу. Орел в это время, разделив зал на две половины, организовывает поддержку участников.
Заря: - Ну что ж, дорогой орел, ребята отлично справились с заданием. Возьми эти чудесные рисунки. С их помощью ты сможешь украсить свою Пустыню.
Орел: - Спасибо тебе, Западная заря. Спасибо, ребята!
Появляются Южные луга (два человека). Смотрят вверх и обращаются к как бы пролетающему над ними орлу, повторяя друг за другом:
Луга: - Эй, Орел! Почему ты каждый раз лишь на мгновение мелькнешь в воздухе и вновь исчезаешь? Спустись к нам! Нам нужен твой совет!
Появляется Орел.
Орел: - Вы сказали, что нужен мой совет?
Луга: - Да, нам нужен совет!
Орел: - И чем я могу вам помочь?
Луга: - Ты можешь нам помочь! Нам надо срочно научиться помогать друг другу и всем остальным. Мы этого не умеем делать! Совсем не умеем это делать правильно!
Орел: - Ну, это не так уж и сложно! Надо только хорошенько подумать, что нужно для помощи в каждой конкретной ситуации. Сейчас мы с ребятами вас этому научим.
Орел приглашает на сцену 6-8 ребят. Делит их на две команды и проводит игру «Цепочка помощи». Каждой команде дается одна ситуация (например: 1-ой - в доме пожар, 2-ой - человек тонет). Дети в течение одной минуты должны посовещаться и вспомнить названия разных предметов, действий или представителей профессий, которые необходимы в данной ситуации. После этого члены каждой команды выстраиваются в цепочку помощи за специально проведенной на полу чертой, и по очереди называют свои слова, начиная от последнего участника команды. Каждый участник команды, назвавший слово становится впереди цепочки и таким образом постепенно команда удаляется от черты. Побеждает та команда, которая отойдет от черты как можно дальше.
Луга: - Спасибо, ребята! Мы теперь понимаем: чтобы помогать правильно надо не так уж и много – всего только подумать, что действительно нужно для помощи!
Орел: - А еще важно, когда решили, что нужно, - начинать это делать!
Луга: - Точно! Спасибо за совет! Удачного полета!
Орел «улетает». Появляются Жители Пустыни.
1: - Что-то долго не возвращается наш друг-Орел!
2: - Может, он уже позабыл о том, что здесь, в Пустыне, его ждут друзья?
Появляется Орел.
Орел: - Ну, вот я и дома! Здравствуйте, друзья!
1: - Здравствуй, Орел!
2: - Долго же ты путешествовал! Мы соскучились без тебя!
1: - Расскажи, где ты побывал, что видел?
Орел: - Я бывал в гостях у величественной Королевы-море, отдыхал у гостеприимного Северного леса, встретил переливающуюся всеми цветами радуги Западную Зарю, успел помочь советом быстрым Южным лугам. Я видел, что запад и восток, север и юг очень красивы. Но разве можно расстаться с моей Пустыней – с ее и радостью пробуждающегося утра, и с моими верными друзьями! Я не зря отправлялся в путешествие: я принес в Пустыню немного воды, чуть-чуть зелени лесов и радужных красок. Может быть, надо мною будут смеяться, но я добьюсь своего – и когда-нибудь в моей родной Пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса! Пусть это только мечта, но лишь в этом труде я нахожу свое счастье!
Орел, Жители Пустыни и все остальные участники постановки исполняют песню
«Дорогами добра».
 :::
В сценарии использованы материалы из книги М. Скребцовой, А. Лопатиной «Ступени мудрости»: сказка «Орел и пустыня», стр. 331; игра «Цепочка помощи», стр. 89.
Примерные загадки Королевы-моря (из предложенных можно выбрать примерно 3-4 загадки):
- Что станет с красным мячиком, если он упадет в Черное море?
- Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? ( Возраст)
- Чем больше из нее берешь, тем больше становится... Что это? (Яма)
- На каком дереве обычно сидит ворона во время проливного дождя? (На мокром)
- Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?
- Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними - ночь)
- Где не найдешь сухого камня? (В воде)
- Как принести воду в дырявом ведре? (Заморозив ее)
- На что больше всего похожа половина апельсина? (На вторую половину апельсина)
- Где вода столбом стоит? (В колодце)
- Чего нет в реке, но есть и в озере, и в море, и в океане? ( Буквы "О")
- По какой дороге полгода ездят и полгода ходят? (По реке)
:::
ПРИМЕРЫ УРОКОВ: 1>> 2>>
СЦЕНАРИИ: 1>> 2>>
::: ЗАНЯТИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ :::
::: РИСУНКИ ДЕТЕЙ :::
:::
|