ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
Книга для родителей и педагогов "Воспитание
нравственных качеств у детей"
Конспекты занятий
Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова
Фрагменты из книги
"Воспитание нравственных качеств у детей":
16 занятие: Любознательность
1. Введение в тему
Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
- Какого человека называют любознательным?
- Чем может помочь человеку любознательность?
2. Чтение и обсуждение стихотворения
::: Любознайка :::
Почему зимою стужа?
Почему весною лужи?
Почему гудят машины?
Как работают плотины?
Где в мороз ночуют звери?
Есть ли в птичьих гнездах двери?
Сколько нужно есть и пить,
Чтоб здоровым, крепким быть?
Как воспитывать собаку?
Как не вмешиваться в драку?
Как учиться на отлично?
Как вести себя прилично?
Как понять, откуда дети
Появляются на свете?
Как им быстро подрасти?
Как работу им найти?
Пусть ответит на вопросы
Своему ребенку взрослый.
Время пусть не пожалеет —
Я уверен, он сумеет.
Вопросы к стихотворению Быть любознательным хорошо или плохо?
Почему у любознательных людей жизнь интереснее?
Чем любознательность отличается от любопытства?
Рассказывают ли тебе родители о том, что тебя интересует?
Кто чаще всего отвечает на твои вопросы?
Ответь на все вопросы из этого стихотворения.
3. Динамическая пауза " Кто быстрее"
Дети встают в два ряда в затылок друг другу.
Педагог говорит: «Посмотрим, кто из вас лучше бегает». Затем педагог читает стихотворение.
После слов «Раз-два три четыре пять», первый ряд детей бежит к заранее условленному «дому»: стульчикам или коврику. После слов «Кто сумеет нас догнать!», второй ряд детей пытается догнать и осалить первую группу детей. Того, кто добежал до «дома», салить нельзя.
По тропинкам, по дорожкам
Побежали наши ножки.
Раз-два три четыре пять,
Кто сумеет нас догнать!
4. Творческое задание: «Узнай новое и интересное»
Прочитайте детям пословицу : «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое; кто стыдится спрашивать, забудет про то, что знал».
Попросите детей подумать, о чем они хотели бы узнать больше всего на свете. После этого обсудите с ними, каким образом это можно сделать. Например, в одном случае необходимо поговорить с каким-либо человеком, в другом — посмотреть фильм или попросить родителей найти ответ в книжке. После этого предложите детям найти ответы на свои вопросы, а затем рассказать остальным о том, что они узнали.
5. Упражнение «Любознательные друзья»
Дети встают в круг. Один из детей задает своему соседу по кругу какой-либо вопрос. Например: почему у тебя голубые глаза? Тот, кому задали вопрос, должен ответить на него, а затем задать вопрос следующему по кругу человеку. Например: голубые глаза я унаследовал от своего папы. Из чего сделана твоя заколка? Она сделана из слоновой кости. Почему у тебя сегодня такое хорошее настроение? и т.д.
После того как все дети ответят на вопросы друг друга, каждый рассказывает что-либо интересное, что он узнал о своих друзьях.
6. Итог По окончании занятия проводится краткая беседа, в которой педагог напоминает детям следующее:
Любознательность помогает узнать много интересного.
Любознательность помогает учиться
Любознательный человек интересен другим людям.
17 занятие: Нежность
1. Введение в тему
Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
- Как проявляются нежные чувства?
- Почему для людей важно проявлять нежность?
2. Чтение и обсуждение ::: Фея Нежности :::
Пошла Настенька на лужок возле дома. Солнышко припекало, и Настя спряталась в тени куста на краю лужка. Рядом с кустом было прохладно, сыро, и росло несколько кустиков голубых незабудок. Понравились Насте цветочки голубые, стала она их разглядывать и вдруг увидела крохотную, как мушка, прозрачную девочку с крылышками. Девочка перелетала с цветка на цветок, а потом исчезла.
«Наверное, мне померещилось, – подумала Настенька, - дай-ка я сорву незабудки и дома разгляжу их хорошенько».
Только Настя протянула руку к цветам, как послышался нежный, словно звон серебряного колокольчика, голосок: «Не рви, не рви», и Настя снова увидела прозрачную девочку.
Неужели мушка может разговаривать? – удивилась Настя.
Я не мушка, а фея, - сказала прозрачная девочка с крылышками и выросла до размера Настиного пальчика.
Я могу принимать любой размер, но я, фея Нежности, живу в цветах, и мне удобно быть маленькой.
А почему ты живешь в цветах? – с любопытством спросила Настенька.
Цветов много, я перелетаю с одного на другой и шепчу им нежные слова, чтобы они напоминали людям о нежности.
Моя мама очень любит цветы и часто зовет меня нежными именами: солнышко, малышка и цветочек мой, - сказала девочка.
Наклонись, Настенька, я шепну тебе одно нежное словечко, - прозвенела Фея.
Настенька наклонилась, и фея что-то прошептала ей на ушко, а затем сказала на прощание:
- Никогда не рви незабудки, Настенька. Эти цветочки ничего не забывают, и поэтому я храню в них все самые нежные слова на свете.
Девочка пообещала и побежала домой. Дома она нежно обняла маму и сказала: «Мамочка, ты у меня самая красивая, и я тебя очень люблю».
Вопросы к сказке:
В какое время дня у тебя чаще бывает нежное настроение?
Вспомни все нежные имена, которыми тебя называют родители, бабушка или дедушка.
Как ты думаешь, почему цветы часто дарят людям в праздники и на дни рождения?
О чем еще напоминают людям цветы?
3. Динамическая пауза " На что похожа нежность"
Дети встают в круг. Педагог говорит: «Давайте вспомним о нежности» Затем педагог читает стихотворение, жестами имитируя каждую строчку, а дети повторяют за ним.
Мама гладит по головке,
Нас целует в щечки,
Обнимает крепко дочку и сыночка.
4. Творческое задание «Нежные имена»
Прочитайте детям пословицу: «Нежное слово — что весенний цветок».
Дети встают в круг. Один из них получает цветок нежности (какой-либо красивый цветок), придумывает и говорит нежное имя для кого-нибудь из своей семьи. Затем он передает цветок нежности дальше по кругу. Когда цветок нежности побывает у всех детей, попросите их подарить родным все нежные имена, которые они придумали.
5. Упражнение «Круг нежности»
Дети встают в волшебный круг нежности и ласково берут друг друга за руки.
Затем каждый должен рассказать, что ему дарит мамина (папина, бабушкина, дедушкина и т.д.) нежность.
Например: мамина нежность дарит мне радость, снимает усталость, помогает забыть о неприятном, усыпляет и т.д.
6. Итог По окончании занятия проводится краткая беседа, в которой педагог напоминает детям следующее:
Быть нежным, значит поступать так, чтобы люди видели твою доброту.
Любовь родителей, красота природы, музыка рождают в нас нежность.
Нежность проявляется в прикосновении, словах, интонациях, мыслях.
|