Книга для школьников
"СТУПЕНИ
МУДРОСТИ"
50
УРОКОВ О ДОБРЫХ КАЧЕСТВАХ
страница 1 из 3:...1>> 2>> 3>>
А.Лопатина
М.Скребцова
Сказки,
игры, беседы, цитаты и творческие задания по 50 темам:
Как найти друга, Сила Единства, Любовь к Родине,
Смысл жизни, Красота души и многие другие.
Уроки учат детей высказывать свои мысли,
работать в группах, ставить спектакли, рисовать.
:::
УРОК
11
ЗАБОТА О ДРУГИХ
Забота
о других людях — основная
обязанность в жизни каждого.
Вильсон
Вудро
Игра
«Учимся заботиться»
Педагог
предлагает двум-трем детям, у которых больше всего
проблем в школе, выйти из класса. Остальные дети делятся
на две-три группы, и педагог поручает им весь день
заботиться об одном из тех, кто вышел из класса. Можно
обсудить с детьми, какая помощь больше всего нужна
этим детям. В конце дня дети, о которых заботились,
рассказывают, что они чувствовали в течение дня. Затем
все вместе дети обсуждают, какой группе лучше удалось
помочь своим одноклассникам, и почему.
БЕСЕДА
Вопросы
и задания для беседы:
•
Расскажите, кто в вашей семье самый заботливый.
•
Как вы думаете, забота родителей нужна только
маленьким детям или взрослым тоже?
•
Расскажите, как вы можете заботиться друг о
друге, чтобы вашим одноклассникам было радостно идти
в школу.
Прочитайте
сказку:
А
ЗАЙЦЫ ПЛАВАЮТ?
Н.Абрамцева
В
лес пришла ночь. Уснули грибы и цветы, зайцы, белки,
ежи и даже сороки. Но разве можно спать все
му
лесу? Мало ли что может случиться. Вот и придумал
лес на всякий случай птиц, у которых день и ночь местами
поменялись. Совы. Днем они спят, а как только стемнеет,
просыпаются: все видят, все замечают.
В
эту ночь, как обычно, совенок Шууфка летел по знакомому
лесу. И вдруг слышит, кто-то воет. Волк, наверное.
Кто же еще в лесу выть может? Но совенку показалось
— странно воет волк. Не кровожадно, как
ему положено, а, скорее, обиженно, растерянно. И тихо
полетел разузнать, в чем дело. Вот крохотная лесная
пичушка. А возле нее тот, который воет. Ну и волк...
Просто
— заяц. Заяц, а никакой не волк, сидел, печально свесив
уши чуть не до самого хвостика, и выл. От удивления
совенок так и повис в воздухе, не шевелившись. И как
же тут не удивиться? Зайцы не воют —
всем известно. А этот!.. Шууфка хлопнул желтыми глазищами,
сел на гибкую ветку кустарника, что рос над самой
водой, и очень вежливо спросил:
Уважаемый
Заяц, извините, пожалуйста, но почему вы... воете?
А тот и не смотрит на совенка. И вообще, грустный
совсем.
- Ответьте
же мне. Заяц! Грустный заяц вздохнул.
- Ах,
совенок, я вою от горя. Но ты меня не поймешь.
Подождите,
— разволновался Шууфка, — не войте, пожалуйста! Может
быть, я все-таки пойму и смогу
-
А ты не станешь смеяться? — Заяц недоверчиво скосил
и без того раскосые глаза.
Шууфка
так решительно замотал головой, что тоненькая веточка,
на которой он сидел, запрыгала под гго лапками и подбросила
совенка в воздух.
Если
так, я тебе скажу. Видишь ли, Шууфка, мне 'пень хочется
научиться плавать. Смешно, да?
- Смешно?
Почему же смешно? Просто немножко не понятно. Заяц
согласно закивал:
- Конечно,
конечно. Я же говорил, ты не поймешь.
-
Простите, Заяц, — возмутился совенок, но это не я
не понимаю, а вы не умеете объяснить. Скажите, почему
вам хочется плавать ночью, когда спят все, кто может
научить, - и лягушки, и рыбы?
Усевшись
на толстой и прочной ветке старой ели, совенок задумчиво
посмотрел на спящую воду.
—
Потому что днем... Понимаешь ли... — Заяц ему смущенно
оглянулся. - Неудобно днем: смеяться будут... — Заяц
передразнил того, кто будет смеяться: — «Ой- ой-ой!
Заяц плывет! Ха-ха-ха!»
—
Вон оно что, — вздохнул Шууфка, — раз вы такой стеснительный,
будем плавать сначала ночью, а потом посмотрим.
—
Неужели ты меня научишь?
—
Видите ли, — засмеялся совенок и поднял перышки на
макушке, — я совенок. А совята и даже взрослые совы
никогда не плавают. Мы летаем. Но у меня есть приятель
— лягушонок Лашка. Латка вас научит. Правда, придется
его разбудить.
Сонный
лягушонок сначала никак не мог понять, почему
среди ночи он должен учить плавать незнакомого ему
зайца.
-
Да потому, что он хороший Заяц! И потому, что он хочет
плавать! И не умеет! А ты умеешь! И потому, что я!..
И потому, что ты!.. — Совенок захлопал глазами, крыльями,
завертел головой, запутался в словах.
—
Ну что ты! Что ты! — Лашка выпрыгнул из своего домика
под старой корягой. — Я не против. Просто я не сразу
проснулся. Где твой Заяц?
Заяц
ждал. И уже боялся, что совенок не вернется, и лягушонка
не приведет, и плавать его никто не научит... И ему
снова захотелось выть.
—
Добрый день! В смысле — ночь! В смысле здравствуйте!
— проквакал, выскочив из травы, лягушонок. — Я — Лашка.
—
- Да, это он, — подтвердил совенок, устраиваясь на
старой елке.
—
- Ой! — Заяц сжался в комочек. Теперь ему было страшно,
потому что знал: придется лезть в воду.
—
Не волнуйтесь, пожалуйста, — успокаивал лягушонок.
— У вас все получится. Вы ведь хотите плавать?
-
Очень! — Заяц кивнул так энергично, что уши его слегка
стукнули Лашку по голове. — Ой, простите, я не хотел.
— Заяц вздрогнул и отскочил.
Лягушонок
посмотрел на зайца, посмотрел на воду и задумался:
«Как же можно научить его плавать?!»
Но не научить было нельзя, потому что заяц ждал и
смотрел на лягушонка с такой надеждой, что Лашка даже
немного завоображал.
Так,
— сказал он и потрогал лапкой воду, — вода хорошая.
Заяц, пожалуйста, внимательно следите за мной. — Лашка
прыгнул в воду.
Лягушонок
очень тщательно проделывал все плавательные движения,
объясняя, что для чего нужно. Заяц смотрел и не дышал.
Лашка выпрыгнул на берег.
Вот,
— сказал он зайцу, — теперь давайте вместе. Прыгнем!
Прыгнули. Лягушонок в воду. Заяц тоже очень хорошо,
отлично прыгнул, высоко, легко. Вот только опустился
не в воду, а туда же, откуда прыгал. И очень удивился.
Потому что хотел прыгнуть в воду.
Заяц!
— Лягушонок выпрыгнул на берег. — Вы раздумали плавать?
Лашка
даже расстроился. Ему и самому уже хотелось научить
зайца плавать.
Не
мог Заяц раздумать! — Это совенок слетел со своей
ветки. — Вы, наверное, просто боитесь, Заяц!
-
Боюсь, — признался заяц.
-
Ничего, — сказал лягушонок. — Я придумал. В воду вам.
Заяц, окунуться все-таки придется. Без этого никак
нельзя плавать. Но, — Лашка важно прохаживался, —
чтобы вам не было так страшно, вы будете держаться
за лапки Шууфки, а ты, Шууфка, спрячь когти и лети
над самой водой. Сможешь?
Смогу.
— Совенок показал, как он уберет когти.
-
А я, — лягушонок подскочил к зайцу, я буду поддерживать
вас за хвостик. Вы не возражаете?
Нисколько!
— обрадовался заяц. Он медленно вошел в воду. Вода
еле-еле доходила ему до живота и была теплой и спокойной.
Вот и «поплыли» они имеете: заяц в воде, Латка — под
водой и Шууфка сверху. Плывут. А вода выше не поднимается,
и ничего удивительного в этом нет. Ведь речка называлась
речкой только для лягушат, а на самом деле была маленьким
лесным ручейком. Совсем маленьким. Заяц убедился в
том, что вода, а вернее, дно ручейка держит его надежно,
и совсем перестал бояться. Отпустил лапки совенка,
осторожно стряхнул с хвостика лягушонка и запрыгал
в воде.
—
Плыву?! Плыву!! — завизжал заяц. — Вы видите? Ну конечно
же, и совенок, и лягушонок видели, и им тоже показалось,
что заяц плывет замечательно. Он «плавал», «плавал»,
пока не расплескал половину ручейка, выбрался на берег,
отряхнулся и удивленно спросил:
—
Это я плавал?
—
Конечно, конечно, вы очень хорошо плавали. Заяц!
Лашка и Шууфка были довольны не меньше его самого.
И только старая елка, что росла у ручья, поняла, что
заяц просто прыгал, а совсем не плавал. Но она никому
об этом не скажет — пусть думают, что плавал. Раз
так хочется и зайцу, и совенку, и лягушонку.
Вопросы
и задания к сказке:
•
Придумайте и расскажите, о ком еще позаботился совенок
во время своего ночного дозора.
•
Как заяц отблагодарит совенка и лягушонка за их помощь?
•
Что может случиться ночью в лесу, если в нем не будет
хорошего сторожа?
•
Как бы вы научили зайчонка плавать?
Творческое
задание «Забота о близких»
Попросите
детей написать два списка из пяти обязанностей, которые
они считают главными в жизни своих родителей и в своей
жизни. Обсудите с детьми, какие обязанности им выполнят!,
легко, а какие — трудно; и как научиться с радостью
заботиться о своих близких.
Письменная
работа
Запишите
пословицу: «У заботливого садовника всякое деревце
плоды приносит.» Напишите, как чья-то забота помогла
вам чему-либо научиться.
Прочитайте
сказку:
СКАЗКА
О ТУМАНЕ
Н.
Абрамцева
Поздно
вечером далеко за лесом грустил туман.
Ему было одиноко. У него никого не было. Так случается.
Иногда.
Как
печально... Как печально одному... — вздыбил туман.
Туман
разорвался на множество клубочков. Получилось видимо-невидимо
легких, молочно-белых шарик. Это было очень красиво.
По ничуть не весело.
Ведь шары просто висели в воздухе, и никто ими не
играл. Потом туман собрал все свои клубочки вместе,
излетел немного над землей — и растянулся в чудесный
пушистый ковер. Получился замечательный ковер-самолет.
Но печаль все равно осталась. Потому что никто никуда
не собирался лететь на этом волшебном ковре. И тогда
туман решил, что ему просто необходимо иметь друга.
Иначе он испарится от печали... А это гораздо хуже,
чем испариться от солнца. Исчезнуть от солнца туману
не страшно, ему ведь полагается таять с первыми солнечными
лучами и не появляться до вечера. Но исчезнуть, растаять
от печали... Это очень, очень обидно.
Туман
снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел...
тропинку. Тропинка бежала сначала через луг, поросший
ни высокой травой, а потом ныряла в лес.
—
Тропинка, — позвал туман мягким тихим голосом, — тропинка,
я очень одинок, стань моим другом.
-
Твоим другом? — отозвалась тропинка. А как мы будем
дружить?
—
Мы будем замечательно дружить, — ответил туман.
—
И ты, и я - мы знаем много интересного. Я — потому
что могу приподняться над землей и все разглядеть.
А ты - потому что бежишь далеко, через луг, через
лес и тоже много видишь. Вот мы и будем рассказывать
друг другу разные разности.
—
Это было бы хорошо, - согласилась тропинка, — только
уж очень я длинная. Поэтому один мой конец
тебя
прекрасно слышит, а другой, дальний, еле различает
твои слова.
—
Не беда, — возразил туман. — Смотри! Он вытянулся
в длинную белую ленту и поплыл над тропинкой. Очень
скоро лента густого белого тумана скрыла всю тропинку
от конца до конца.
—
Вот, — сказал туман. — Теперь ты вся должна меня видеть
и слышать.
—
Точно, — подтвердила тропинка. — Я тебя отлично вижу
и слышу. Правда, ты такой густой, что, кроме тебя,
я вообще ничего и никого не вижу Это очень неудобно.
Но раз мы друзья — я потерплю. Давай рассказывать
интересные истории. Ты первый.
Но
только туман собрался начать свой рассказ, как послышался
удивленный и недовольный голос. Человеческий голос.
Голос лесника, который возвращался из города в свой
лесной дом.
—
Ничего не понимаю, — ворчал старый лесник. — Шел по
знакомой тропинке и вдруг заблудился: туман. Туман
спереди, туман сзади. Что за напасть! Ничего не вижу!
Где же тропинка? Ну, где же тропинка?
—
Ой, — заволновалась тропинка, — милый туман! Ведь
меня из-за тебя совсем не видно! Я не подумала об
этом. А как же без меня дедушка лесник найдет свой
дом? Прости меня, туман, но мы не можем быть друзьями.
Уходи, пожалуйста.
—
Я понимаю, - печально сказал туман. Белая пышная лента
быстро свернулась, тропинка снова стала заметной,
а туман снова прежним, печальным туманным облачком.
Совсем
загрустил туман. По вдруг видит — невдалеке что-то
белеет. Туман пригляделся, но было темно и плохо видно.
Ведь уже ночь наступила. «Интересно,
думал
туман, -- кто-то белый. И я белый. Может быть, мы
сумеем подружиться?..»
Туман
тихо поплыл к тому, кто белел. Оказалось, что это
березы. Целая березовая роща. Листва берез терялась
в темноте, а кора стволов казалась в лунном свте еще
белее.
—-
Милые березы, — робко сказал туман. — Вы так красивы,
а я так одинок. Станьте моими друзьями,
пожалуйста.
—
Мы бы рады, но. . . Мы бы рады, но. . . Мы бы ряды,
но... -— прошептали березы по очереди.
—
Мы бы рады, -- закончила за всех самая красипая береза,
— но мы красивы. Ведь ты тоже так считаешь?
—
Конечно, — подтвердил туман, — вы очень красивы. Вы
прекрасны! Но разве ваша красота мешает нам дружить?
—
Да, — сказала самая красивая береза, — мешает. Коли
мы будем дружить, если пустим тебя в нашу рощу, мы...
мы... будто исчезнем. Ты белый и мы белые. И никто
не сможет нами любоваться. А зачем тогда наша красота?
—
Но, — попробовал спорить туман, — ведь сейчас ночь.
Для кого же ваша красота?
—
Как?! — заволновались березы. — А ночные мотыльки?
А ночные цветы? А ветер ночной?
—
А ночь сама? — спросила самая красивая береза и добавила,
— Нет, туман, не обижайся, но нам нельзя дружить.
Уходи, пожалуйста. И поплыл печальный туман снова
искать друга.
Вдруг
видит: в траве что-то маленькое, белое, как клочок
тумана, только с длинными ушами и коротеньким хвостиком.
«Ну, уж с этим маленьким пушистым клубочком я обязательно
подружусь», решил туман. Он подкрался к ушастому,
осторожно, как пушистой шапкой, накрыл его и спросил:
«Ты кто?»
—
Заяц, — быстро ответил тот и спросил, — а ты? — И
добавил: — Я тебя боюсь!
—
Заяц, ну конечно, ты заяц. Теперь я вижу. А я — туман,
— мягко ответил туман. — Ты меня не бойся. Я хочу
с тобой дружить. Согласен?
—
Согласен. Согласен. Я на все согласен, потому что
я боюсь. Утром начнем дружить.
—
Нет, нет,— заволновался туман, — не утром. Сейчас!!!
Утром я растаю. Я вообще могу быть только ночью.
—
А я ночью так боюсь!! Так боюсь, что меня, можно считать,
почти нет. А значит, дружить с тобой я не могу, —
выпалил заяц. — Извини! Я домой! Прыгнул заяц в сторону,
и не видно его. А туман снова один.
«Ну что же я за несчастный, — заплакал туман (а слезы
тумана люди росой называют), что же никто со мной
не дружит? Почему я никому не нужен?»
Но
недолго плакал туман. Скоро услышал он громкое хлопанье
сильных крыльев, щелканье крепкого клюва, сердитое
уханье. А потом увидел желтые-прежелтые яркие круглые
глаза. Глаза то ли сердитые, то ли добрые — сразу
не скажешь. Птица опустилась на ветку старой ели.
—
Плачешь? — то ли насмешливо, то ли сочувственно спросила
сова и добавила: — «Глупый»...
—
Почему — глупый? — вздохнул туман.
—
Потому что глупо то, что говоришь: «Я никому не нужен».
Так не бывает. Не бывает, чтобы кто-то не был нужен,
просто необходим, хотя бы кому-то одному на свете,
— спокойно сказала сова.
—
Ты точно это знаешь? — с надеждой спросил туман.
—
Я — сова, — хлопнули желтые глаза, — могу ли я что-то
знать не точно?
—
И ты знаешь, кому необходим я? Ты поможешь нам стать
друзьями?
—
Знаю, помогу, — медленно ответила сова, и, помолчав,
добавила:
—
Жаль. Жаль, конечно, что ты не сам его нашел. Ну,
да ладно. Лети за мной.
Сова
расправила сильные мягкие крылья и полетела невысоко
и небыстро, а туман послушно плыл за ней. Недолог
был их путь. Вот и небольшое озеро, поросшее по берегам
зеленой осокой. Послышались тихие звуки: жалуется
кто-то, вздыхает, сетует.
—
Сова, — позвал туман, — послушай, это озеро жалуется.
—
Вот как, — спокойно сказала сова, будто сама и не
слышала, — вот как. — И она опустилась на ветку старого
дерева, что росло возле озера. Туман окружил озеро.
А сова спросила:
—
О чем вздыхаешь, озеро?
—
Ах! Беда, беда у меня, — заволновалось озеро.
—
Я сейчас выйду из берегов. От слез.
—
Ты плачешь? — спросила сова.
—
Ты плачешь... — вздохнул туман.
—
Нет, — ответило озеро, — не я. Плачут мои рыбы, что
у меня живут. Они не могут уснуть. Слишком ярко горят
звезды. Свет звезд дробится в моей воде, сгановится
еще ярче, слепит рыб, не дает им спать. Кот они и
плачут. И столько слез они наплакали, что слезы их
и вода моя в берегах у меня не умещаются. Ах, — волновалось
озеро и само чуть не плакало, — жаль мне бедных рыб
моих.
—
Вот как, — будто бы равнодушно сказала сова и улетела.
А туман? Туман повис над озером и укрыл его плотным
пушистым ковром-одеялом. Яркие лучи прекрасных, но
немного беззаботных звезд, тонули, терялись в клубах
тумана и не мешали спать ни одной, даже самой беспокойной
рыбке.
—
Спасибо, тебе, — сказало озеро туману, — спасиоо.
Ты спас моих рыб и меня. Ты настоящий друг.
—
Да нет, — смутился туман. — Спасибо тебе.
—
Мне? — очень удивилось озеро. — За что?
—
За то, что я тебе нужен, — ответил туман. Теперь,
когда ты увидишь над озером белые клубы тумана, ты
поймешь, что все в порядке: рыбы спят, а два друга
— туман и озеро — о чем-то беседуют. Или молчат. Но
вдвоем.
Может
быть, серьезные ученые назовут эту историю сказкой,
выдумкой. Может быть, скажут они, туман совсем не
потому стелется над озером. Может быть. Но это не
страшно. Я рассказала то, что узнала от озера, тумана
и совы.
Вопросы
и задания к сказке:
•
Почему туману так трудно было найти друга, хотя он
очень хотел быть кому-нибудь полезным?
•
Назовите какое-либо свое качество и подумайте, кому
оно может быть полезно.
•
Были ли в вашей жизни моменты, когда чья-либо забота
не помогала, а, наоборот, мешала вам?
•
Как бы вы помогли туману найти друга?
Сочиняем
сказку «Заботливый туман»
Придумайте
сказку о том, как туман стал вашим другом и научил
вас заботиться об окружающих.
Сценка
«Заботливая пара»
Дети
делятся на пары. Каждая пара получает карточку со
словами: бабушка и внук, врач и больной, мама и дочка,
лиса и лисенок и т.д. В сценке дети должны изобразить,
как те, кто им достался на карточках, заботятся друг
о друге.
Задание
на дом
Представьте,
что мудрая сова прилетела к вам домой. Напишите сказку,
как она научила вас заботиться о ком-либо из вашей
семьи.
Работа
по домашнему заданию
Работы
детей склеиваются в книгу: «Советы мудрой совы.
***
УРОКИ ИЗ КНИГИ |
"НАЧАЛА МУДРОСТИ" |
"СТУПЕНИ МУДРОСТИ" |
"ВЕРШИНЫ МУДРОСТИ" |
|
|
|
|
|