::: КОГДА ДОБРО УМНОЖАЕТСЯ :::
Математика постоянно призывает
человека
к улучшению условий жизни через
свои блестящие законы и формулы.
МАТЕМАТИКА: УРОК 23
ФЕЯ УМНОЖЕНИЯ
Когда на абрикосовых деревьях завязались плоды, цифры решили посчитать их, но, увы, такие длинные примеры не помещались в тетради.
«У меня есть обои для ремонта», — сказал Нолик.
Все похвалили его за изобретательность. Единица развернула обои и начала писать: 1+1+1+1+1... Длинные рулоны зазмеились возле домика каждой цифры, только Двойка написала на них: 2+2+2+2+2..., а Тройка — 3+3+3+3+3...
Незнакомый голос красавицы феи прервал их подсчеты:
«Здравствуйте, цифры»! Серебристые волосы струились по плечам феи. В руке она держала серебристый крестик, повернутый наискосок. И ларчик у феи тоже был серебристый.
— Я — фея Умножения, — объяснила незнакомка, — моя младшая сестра — фея Сложения, попросила меня помочь вам. Волшебный знак умножения в одну минуту умножит то, что моей сестре пришлось бы складывать полчаса. — Фея взмахнула серебристым крестиком, и все единицы, написанные на рулоне, исчезли. Вместо них появился пример: 500х1=500.
— Пожалуйста, умножьте и мои тройки, никак не могу сложить их без ошибок, — попросила Троечка.
— Это не так быстро, — ласково сказала фея, — сначала нужно выучить таблицу умножения на три.
— Я не смогу ее выучить, у меня очень плохая память, — расстроилась Тройка.
— А ты представь, что печешь треугольное печенье и кладешь в каждое по три вишенки. Сколько вишен потребуется для пяти штук? — спросила фея.
— Пятнадцать. Это я знаю, ведь я часто его пеку, — рассмеялась Троечка.
— Так это и есть таблица умножения на три: 3х5=15, — объяснила фея.
— Отлично! Значит, я знаю таблицу умножения! — обрадовалась Троечка и запела свою любимую песенку про вишневое печенье на новый лад:
Печем, печем печенье,
Вишневый аромат,
Положим по три вишенки
Мы в каждое подряд.
Дл» двух печеньев — шесть,
Для трех печеньев — девять,
Для четырех — двенадцать,
Пятнадцать — для пяти.
Ты восемнадцать ягодок
Найдешь в шести печеньях,
В семи — двадцать одну,
В восьми — двадцать четыре.
А сколько будет вишенок
Во всех других печеньях
Ты сам узнаешь, если
Ты выучишь таблицу.
Пекись, пекись печенье,
Вишневый аромат.
Таблицу умножения
Все цифры знать хотят.
:::
Вопросы и задания к сказке:
• Как вы думаете, почему таблица умножения трудно запоминается?
• Почему Тройка думала, что не сможет запомнить таблицу умножения, а потом сразу ее запомнила?
• Где в жизни может пригодиться таблица умножения на два или на три?
Например: Если каждый час учить по три иностранных слова, то за пять
часов можно выучить пятнадцать слов.
:::
Игра «Смешная таблица»
Попросите детей перечислить, что у человека имеется по парам, например: ноги, руки, глаза, уши, почки, легкие, дырочки в носу, пятки. Все перечисленное записывается на доске. Поделите детей на пары и предложите им сочинить смешную таблицу умножения на два, используя записанные на доске слова, например:
Если два глаза увидят одну маму, то... (в них появится два отражения маминой улыбки: 1х2=2);
Если в каждое легкое вмещается два литра воздуха, то... (в два легких вместится четыре литра: 2х2=4);
Если две ноги три часа пинают мяч, то... (на обуви будет шесть дырок: 3х2=6);
Если четыре кошачьи лапы схватят по две сосиски, то... (киска съест целых восемь сосисок, и у нее заболит живот: 4х2=8);
Если на две руки надеть по пять пальчиковых кукол, то... (в спектакле будет десять персонажей: 5х2==10);
Если в пятку попало шесть колючек, то... (врач вытащит двенадцать заноз: 6х2=12);
Если одна почка за сутки перерабатывает один литр жидкости, то две почки за неделю... (переработают четырнадцать литров: 7х2=14);
Если в каждую ноздрю попадет по восемь пылинок, то... (нужно чихнуть
шестнадцать раз, чтобы все они вылетели: 8х2=16);
Если вымыть девять чашек с блюдцами, то... (будут помыты восемнадцать предметов: 9х2=18);
Если подпрыгнуть на каждой ноге десять раз, всего... (будет двадцать прыжков: 10х2=20);
Если два уха не слушают учителя, то... (ученик ничего не поймет: 2х0=0).
Педагог зачитывает первую половину задачи, все остальные угадывают, что получится в результате.
:::
Сценка «Все поровну»
Поделите детей на пары и раздайте им карточки с таблицей умножения на два. В сценке-диалоге два друга должны рассказать, как они что-то умножали на два, чтобы было поровну у обоих.
::: ::: :::
ЗОЛОТОЕ ВЕДЕРКО
Было у девушки сироты на память от родителей деревянное ведерко. Она любила его и называла золотым. Однажды зачерпнула девушка ведерком воды из речки, но большая рыба выбила его из руки. Поплыло оно по течению. Расстроилась девушка, побежала вдоль речки, надеясь, что ведерко к берегу пристанет. Видит, избушка стоит, а возле — бабушка сидит. Спрашивает девушка:
— Не видели ли вы моего золотого ведерка, оно по речке от меня уплыло?
— Видела, милая, я его из речки достала. Верну его, если поможешь мне. Девушка согласилась и стала работать у бабушки. Через два дня бабушка вынесла девушке золотое ведерко, но та воскликнула:
— Мое ведерко деревянное, я его просто называю золотым.
— Тогда возьми свое ведерко и вот эту монетку за работу, — сказала старушка. Обрадовалась девушка и побежала домой. Навстречу ей нищий идет и просит:
— Подай кусочек хлебушка, два дня не ел.
— Нет у меня хлеба, дедушка, только одна медная монетка.
— Дай хоть монетку, — снова просит старик, — мне в деревне за нее хлеба дадут.
Отдала девушка старику свою монетку и пошла дальше. Видит, у обочины сидит девочка знакомая, слезами заливается.
— Что с тобой случилось? — спрашивает девушка.
— Послала меня мачеха в магазин, а я монетку потеряла. Побьют меня.
«Жаль, что нет у меня монетки», — подумала девушка, глянула в свое ведерко, а там две монетки блестят. Обрадовалась она, отдала одну монетку девочке, а на другую себе хлеба купила. На следующий день пошла девушка за водой на речку и видит, на дне ведерка снова две монетки блестят.
Так и повелось. Все, что из ведерка отдавалось, на следующий день в нем снова в двойном количестве появлялось. Девушка постепенно своим хозяйством обзавелась, но никто и никогда не уходил от нее без помощи.
:::
Вопросы и задания для беседы:
— Расскажите, кому еще и как помогла девушка.
— Почему одним людям удается умножать свое добро, а другим— нет?
— Что бы вы хотели умножить в своей жизни и во сколько раз?
:::
Рисунок «Умножаем капельки»
«Три тучки решили напоить цветы и послали на землю по одной капле, но цветы совсем не утолили жажду, тогда тучки послали по две капли, цветы попросили еще... Каждый следующий раз тучки посылали на землю на одну каплю больше, чем в предыдущий». Нарисуйте дождик в виде таблицы умножения на три.
:::
Задание на дом
Напишите смешную таблицу умножения на два или на три, используя разные предметы. Например, если одна лампа будет светить двум людям, то три лампы будут светить шести и т.д.
:::
Работа по домашнему заданию
Дети рассказывают таблицу умножения, используя свои домашние работы. Из работ детей составляется книга: «Веселое умножение».
::: ::: :::
СКАЗКИ ИЗ КНИГИ "ДОБРАЯ МАТЕМАТИКА"
::: ::: :::
ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ "ДОБРАЯ МАТЕМАТИКА":
|